понедельник, 1 августа 2011 г.

Если хочешь быть счастливой - будь ею!

  автор поста - arcobaleno-ru


Попробуйте сгорбить спину, опустить голову и плечи, смотреть вниз и при этом произнесите «Я так счастлива! Сегодня самый счастливый день в моей жизни!» Получилось? У нас у всех на семинаре Стюарта Хеллера это упражнение вызвало приступы смеха – ну никак не убедительно. А теперь выпрямите позвоночник, расправьте плечи, расслабив их, поднимите грудь выше, взгляд прямо, подбородок вверх – и скажите «Я в полной депрессии. Вся моя жизнь – полная катастрофа». Вышло? У меня – нет.

Стюарт - профессор математики, доктор психологии, имеет черный пояс по кунг-фу и вместе с женой они проводят семинары для Apple, Мирового Банка, полиции Лос-Анджелеса, а также готовят системных инженеров для НАСА. Стюарт разработал систему Пяти колец, основываясь на его собственных исследованиях и китайской традиции. Он обратил внимание, что разным эмоциональным состояниям соответствуют разные позы.

На своих семинарах Стюарт учит сознательно различать позы, соответствующие разным эмоциональным состояниям (всего их десять базовых), и переходить из одной позы в другую, меняя таким образом то, что ты чувствуешь.

Сначала меня удивляло – зачем он заставляет нас входить в состояние печали, страха или гнева, особенно после состояния радости и удовлетворенности? Это же некомфортно! Потом я поняла – это выстраивает навык. Я научилась переходить из состояния гнева в состояние радости, когда у меня нет никаких оснований для гнева. Это означает, что когда разозлюсь по-настоящему, я буду знать, как поменять это состояние на другое. А может быть и не разозлюсь вовсе, если замечу вхождение в состояние гнева и приостановлю этот процесс.

Но тут мои мысли потекли в другом направлении. Если мы можем по желанию переходить из одного состояния в другое, значит, мы не обязаны испытывать те эмоции, которые испытываем автоматически? И, вероятно, можем выбирать то, что мы привычно чувствуем каждый день? Возможно, мы просто научились испытывать беспокойство, страх, депрессию? И мы можем точно так же себя переучить, как переучивались когда-то держать вилку в левой руке, чтобы есть вилкой и ножом? Возможно, быть несчастным – это просто дурная привычка?

Я попробовала на себе. Изменения были очень быстрые – в течение недели буквально. Однако, у меня многолетняя практика вхождений в измененные состояния сознания и применения других методик, поэтому я не гарантирую, что у вас тоже произойдет это сразу. Но все равно попробуйте - в конце концов, что вы теряете? Техника следующая:

 Я прислушалась к своему привычному состоянию и заметила, как оно ощущается физически и где оно «живет». Для меня это был некий комок эмоций в районе солнечного сплетения, где были тревога, настороженность, постоянная готовность либо отразить нападение, либо «напрыгнуть» на возможность, чтобы, не дай бог, не упустить ее. Мое внимание обычно находилось там.

Затем я определила, какое состояние я хочу испытывать постоянно или почти постоянно. Это состояние расслабленности, комфорта и удовольствия, которое я испытываю в отпуске, завтракая на террасе с видом на море, чувствуя солнечные лучи на моем лице, и прохладу ветра, взлохмачивающего волосы. Состояние, когда мне не о чем беспокоиться, не за чем гнаться, нечего не упускать. Ощущалось оно физически блаженным расслаблением и существовало где-то в центре груди.

После этого я просто постоянно стала испытывать это чувство. :D Нет, правда. Это было именно так просто, как это звучит. Каждые пять-десять минут поначалу, и каждый раз, когда вспомню, я проверяла – где я нахожусь внутренне? Где мое внимание? Испытываю ли я спокойное блаженство или привычно выдаю реакцию «бей или беги»? В метро, по дороге на работу или с работы, в очередях за покупками, я старалась входить в состояние блаженства и наслаждаться им.

Если же я вдруг испытывала привычные реакции тревоги или настороженности, то позволяла им быть (очень важно никогда не подавлять свои чувства!)

При этом, позволяя им быть, я поднимала свое внимание в центр груди и опять возвращалась в состояние спокойного блаженства. Довольно быстро клубок эмоций в районе солнечного сплетения расслаблялся, и тревога и настороженность уходили.

Потом я нашла объяснения для этого, прочитав аж четыре толстые книги о работе мозга. Упрощенно - каждая наша мысль, каждое чувство создает нейронно-синапсную цепочку, активируют или тормозят лимбическую систему и префронтальную кору головного мозга. Чем чаще мы думаем какую-то мысль или чувствуем чувство, тем "прочнее и толще" нейронно-синапсные связи. Так углубляется русло, если все время будет течь по нему вода. И тем привычнее наши мысли и чувства возвращаются в это русло.

Поэтому задача - создать новые мысли и чувства, новые связи, новое русло. Из-за нейропластичности мозга старые связи постепенно разрушатся, и чем дольше вы будете осознанно поддерживать новые мысли и чувства, тем больше шанс "автоматизировать" их.

Прелесть этой техники в том, что она никак не мешает обычной жизни. Вам не нужно выделять час или даже десять минут вашего времени, как для медитаций или физических упражнений. Вы применяете ее, когда чистите зубы, принимаете душ, едете в лифте, стоите на светофоре, моете посуду, слушаете скучный доклад на работе, ждете ответа... в любую минуту, когда можете на пару секунд отвлечься.

Через две недели я перестала следить за собой постоянно – когда заметила, что стала просыпаться с состоянием спокойного блаженства. И... к сожалению, вскоре вернулась в свое привычное состояние. :)) Стюарт Хеллер говорил: "Быть счастливым - сложная работа. Надо много практиковаться" И это оказалось так - нейронные связи, создаваемые годами, оказались более живучи, чем созданные за две недели. Мне пришлось снова применить ту же технику сначала, и я продолжаю регулярно проверять, где я? Что чувствую? То ли это, что я хочу чувствовать?

Так что прав был Козьма Прутков – и если хочешь быть счастливой, будь ею!
___________________________

И да, вы можете чувствовать счастье, даже если в вашей жизни что-то "не так", у вас чего-то нет или наоборот, что-то лишнее. Даже если это что-то довольно глобальное. Счастье - внутреннее ваше ощущение, и чем меньше оно зависит от внешних обстоятельств, тем оно прочнее.

И да, настроение, бывает, колеблется и сейчас. Но быстро возвращается к ровному-положительному. :)

1 комментарий: